Главная \ Блог \ Зачем нужна помощь при слияниях и поглощениях (M&A)

Зачем нужна помощь при слияниях и поглощениях (M&A)

« Назад

28.01.2016 02:14

Сделки по слиянию и поглощению (M&A) являются неотъемлемой частью современной бизнес среды. Распространены тенденции по укрупнению бизнесов, когда крупные поглощают более мелких, или когда равновеликие бизнесы сливаются для получения синергии. Есть у компаний потребности по диверсификации, и тоже путем приобретения готовых компаний. Не исключены моменты устранения конкурентов путем покупки. Также многие проекты находятся в поисках инвесторов – это тоже элементы M&A. 

В любом случае, какая бы причина не руководила слиянием или поглощением, участникам процесса необходимо квалифицированное финансовое сопровождение: начиная от формулировки идеи и заканчивая структурированием сделки. А зачастую и после.

И крупные и мелкие компания для подобного рода операций привлекают внешних финансовых экспертов. Это объясняется тем, что внутри компании, среди персонала, занятого преимущественно текущими задачами, тяжело (или невозможно) найти профессионалов, способных решать инвестиционно-проектные задачи. Ведь необходимо решать целый спектр разноплановых и специализированных задач, должен быть опыт в этих вопросах. И вопросы свободного времени также имеют немаловажное значение: тяжело отвлечься от текущих задач  (и так занимающих всё рабочее время) на сложные и продолжительные вопросы. Поэтому выход уже давно найден – на разовые работы, какими и являются проекты M&A, привлекать финансовых консультантов.

Рассмотрим, что конкретно нужно сделать при слияниях и поглощениях, в чем роль привлеченных финансистов. Наиболее распространены две роли: со стороны инвестора и со стороны продавца.

Когда инвестор заинтересован в приобретении бизнеса, то ему необходима помощь финансовых консультантов в следующих основных вопросах:

  • Проведение due diligence – всестороннее обследование инвестируемого объекта: бухгалтерский и налоговый аудит, договорная база с поставщиками и покупателями, юридические вопросы, персонал, технологическая и производственная база, кредиты и займы, и другие важные аспекты бизнеса. Эти мероприятия необходимы, чтобы составить полную и независимую картину о бизнесе, собрать материалы для бизнес-плана, выявить скрытые особенности, оценить риски вложений и дальнейшей деятельности.
  • Разработка бизнес-плана – важный элемент оценки эффективности вложений. Прежде всего, он включает выполнение расчетов и прогнозирование деятельности приобретаемого объекта. Инвестор должен понимать, какую отдачу он получит от своих вложений. Финансовая отдача – это важнейший пункт в принятии решения об инвестировании или размере участия.
  • Анализ альтернативных расчетов, планов и прогнозов, предоставляемых приобретаемой стороной. Как правило, для заинтересованности инвестора готовятся оптимистичные бизнес-планы с высокими показателями эффективности. Это должно быть проанализировано и подкреплено обоснованиями и доказательствами. Внешние финансовые эксперты, как никто другой, могут сделать эту работу независимо, провести собственные расчеты, предоставив достоверные результаты.
  • Определение справедливой цены. Не секрет, что покупатель хочет продать дороже, а продавец – заплатить поменьше. Нахождение баланса интересов – это творческий процесс, который требует постоянного поиска аргументов, подкрепления расчетами и анализом. Без финансового помощника здесь не обойтись.
  • Участие в структурировании сделки. Необходимо помочь инвестору в определении различных условий, сопровождающих сделку. Разработать схему движения денежных средств по сделке, способы оплаты. Консультировать по возникающим вопросам. Прописать предварительное соглашение о намерении заключить сделку, а также проанализировать сам договор. Конечно, основная работы в таких вопросах ложится на юристов, но финансовый вопросы в документах и в структуре сделки обязательно присутствуют, значит, без помощи финансиста не обойтись.
  • Организация финансового управления и взаимодействия с инвестором после сделки. Приобрести объект – это ещё не всё дело, необходимо организовать его работу так, чтоб он соответствовал заявленным требованиям, ожиданиям и условиям. Обязательно должен быть налажен контроль за финансово-хозяйственной деятельностью приобретенного объекта. В частности, работа финансового блока должна быть подстроена под правила и потребности инвестора. Необходимо организовать информационный поток, позволяющий готовить для инвестора необходимые аналитические данные о развитии приобретенного бизнеса.

Также и в обратной ситуации, когда компания ищет для себя инвестора, без финансового аутсорсинга не обойтись. Ведь необходимо не только сформулировать, представить и донести предложение до потенциального инвестора. Но и наладить взаимодействие так, чтоб защитить максимум своих интересов.

Основное в чем нужна будет помощь компании, желающей привлечь инвестора:

  • Подготовить бизнес-план, состоящий из текстовой и расчетной части. В текстовой части описать особенности и суть бизнес-модели компании. Расчетную часть построить по финансовой модели, с прогнозом на несколько лет и расчетом ключевых показателей эффективности. Бизнес-план должен быть обоснован, опираться на объективные данные по развитию компании. И в тоже время давать положительную и привлекательную характеристику к текущему положению и перспективам развития.
  • Подготовить инвестиционное предложение. Необходимо сформулировать, что хочет продавец от инвестора: какая доля за какую сумму на каких условиях в какие сроки. И сформулировать не просто желание, а подкрепленное расчетами, перспективами, уникальностью. Это может быть отдельный документ или просто письмо – главное донести до инвестора обоснованное и убедительное предложение.
  • Взаимодействие с финансовыми специалистами и консультантами инвестора. Они будут проводить due diligence, выполнять свои вычисления, определять стоимость бизнеса, делать свои выводы – их действия необходимо сопровождать и направлять в правильное русло.
  • Участие в переговорах и консультационная поддержка. Будет возникать множество различных вопросов, которые необходимо решать быстро и обдуманно. Регулярно встречаться обсуждать подготовку к сделке и сопутствующие нюансы. Готовить запрашиваемую информацию и отчетность в доступном виде. В этих вопросах помощь внешнего финансиста тоже может быть уместна. Даже работу собственных финансистов продавца необходимо направлять и контролировать, чтобы все действовали в одном ключе.
  • Сопровождение и структурирование сделки также требует значительного внимания со стороны продавца.  Необходимо продумать схему, грамотно составить договор, учесть все свои интересы. Профессиональные юристы и финансисты в этом пункте должны быть в помощи в обязательном порядке.

Мы понимаем, что нельзя в рамках одной небольшой статьи осветить все аспекты многообразия сделок слияния и поглощения. Но основные моменты, на которые следует обращать внимания и где необходима сторонняя помощь, освещены и, надеемся, помогут читателю в нелегком деле участия в M&A.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Консультации on-line бесплатно!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru