« Назад 11.05.2014 17:40 Обобщая множество понятий «финансового контроля» в литературе и интернете, можно дать простое определение – это изучение, анализ, корректировка всех вопросов, касающихся экономики и финансов предприятия. Например, бухгалтерский учет – это часть финансового контроля (в процессе ведения учета бухгалтера контролирует правильность операций и документов). Аудит, внешний и внутренний, - тоже часть финансового контроля. Бюджетирование, управленческий учет – также составные части. Весь финансовый блок компании, решая вопросы управления финансами, в том числе выполняет функцию финансового контроля. Получается, что это настолько емкое понятие, столько разных вопросов охватывает, что не всегда понятно, как применить на практике. Главное, исходить из цели (что хотим) и из возможностей (что для этого готовы сделать). Некоторые компании, в особенности крупные, многообразие финансового контроля используют в полной мере. Создают ревизионные службы, отделы контролинга и т.п. И ставят в задачи контролировать адекватность расходования средств, проверять заключаемые сделки и т.д. Некоторые компании ставят целью контролировать правильность подготовки отчетности и документации, чтоб всё было без ошибок. Создают службы внутреннего контроля, которые в том числе проверяют подобные вопросы. Но для малого и среднего бизнеса такие постановки не всегда актуальны. Здесь, как правило, устанавливается простая и более широкая цель: «хотим контролировать финансы». Так как объем операций и бизнес-процессов значительно меньше, чем у крупных компаний, то такая постановка задачи вполне актуальна и работоспособна. Более того, именно она является наиболее четкой. Проявляется потребность в финансовом контроле так: собственник бизнеса (или генеральный директор) теряет нить управления финансами. Раньше он сам со всем справлялся. Сам разбирался, с какой эффективностью что работает, куда и зачем платится, какая отдача от вложений и т.п. Но в течение развития вал информации перекрывает возможности, и руководитель хочет получить «финансовый контроль» над ситуацией. Иными словами, для малого и среднего бизнеса не важны теоретические нюансы определений и понятий. Нужно просто контролировать финансы и поэтому под «финансовым контролем» понимается ровно это. А дальше, уже нужно смотреть конкретную специфику предприятия: что именно в финансах упущено из виду, на что обращать внимание вначале, на что потом, какие приоритете установить. Когда в нашу компанию обращаются заказчики с задачей «организовать финансовый контроль», то в большинстве случаев это сводится к созданию простых инструментов по учету, обработке и анализу данных. Как правило, это таблицы в Excel, в которых должна быть видна недостающая контрольная информация. Такие инструменты строятся сугубо индивидуально под каждое предприятие. Создаются такие алгоритмы расчетов и обработки данных, где имеющаяся первичная информация представляется в таком виде, что заказчик получает ответы на интересующие его вопросы. К тому же периодичность подготовки контрольной информации устанавливается соответственно целям: что бы это было полезно и своевременно для принятия решений. Бывает также, что первоначальная задача о финансовом контроле после переговоров и конкретизации потребностей, распадается на несколько задач, таких как учет, бюджетирование, моделирование, организационная структура и т.п. Например, заказчик, имея желание получить финансовый контроль над своим бизнесом, понимает, что учет у него только бухгалтерский и то не своевременный. Где-то есть разрозненная информация, но поступает она фрагментарно. Приходим к пониманию, что нужно сделать вначале систему управленческого учета. Потом оказывается, что хотелось бы факт анализировать не просто так, а в сравнении с планом – возникает задача в бюджетировании. Строить бюджет бессистемно – высока вероятность недостоверного результата. Следует задача в построении финансовой модели бизнеса. И так далее. Начав с желания иметь «финансовый контроль» заказчик приходит к пониманию, что нужно построить ряд систем и инструментов. Отметим, что заказ этих систем не являются обязательными условиями контроля для малого бизнеса. Так получается, что потребность в них возникает сама собой. В завершении хотелось бы отметить, что финансовый контроль – задача нужная и полезная. Важно, что позволяет улучшить управление финансами. А для малого и среднего бизнеса это не только доступный элемент управления, но и наиболее актуальный. Потому как именно при небольших масштабах бизнеса и в начале развития зарождаются проблемы, которые впоследствии могут стать причиной нарушения устойчивости всего бизнеса. И если не контролировать с самого начала и не создавать инструменты управления, то впоследствии справиться с возросшими проблемами будет сложнее и дороже. КомментарииКомментариев пока нет |