« Назад
30.03.2014 20:46 (продолжение. Начало в первой части).
Также необходимо обращать внимание на важные методологические аспекты внедрения системы:
- KPI должны быть привязаны к дереву целей, а дерево целей – к бизнес-процессам. Т.е. необходимо выстраивать иерархическую многоуровневую систему, где на вершине будут стратегические главные цели бизнеса (за них отвечают топ-менеджеры), а в низу – частные цели подразделений (это сфера ответственности руководителей отделов и исполнителей). Привязка к дереву целей и бизнес-процессам необходима для того, чтобы и у показателей выстраивалась иерархия. Чтобы они были связаны между собой и вели к одним результатам. Чтобы выполнение показателей нижнего уровня давало свой вклад в выполнение главных показателей верхнего уровня. В противном случае не получится согласованного движения по намеченному вектору. И, следовательно, мотивация должна быть при достижении значений показателей, солидарных с общей целью. Например, отдел продаж выполнил план путем реализации большого количества низко маржинального продукта (т.е. получил нужную выручку, за счет маленькой маржи)– стоит ли признать KPI выполненным и мотивировать отдел продаж? Если стратегической целью бизнеса является «захват рынка», то да, выполнено и заслуживает мотивации. Если основной целью бизнеса является рост прибыли, то нет – не выполнено.
- KPI должны быть исчисляемы и измеряемы. Т.е. выражены в виде чисел. Ибо только числовые значения можно четко измерить и оценить. Возможно задавать качественные KPI, но и их необходимо описать числами – придумать измеряемую характеристику для них (баллы, оценки и т.п.).
- Следует избирательно относиться к выбору показателей. Их не должно быть слишком много (не всё, что можно посчитать – есть KPI), и не нужно ограничиваться одним-двумя. Выбор состава показателей сложный и творческий процесс. Необходимо для каждого элемента иерархии бизнес-процессов оценивать необходимость и достаточность показателей.
- Так как количество показателей одного уровня может быть больше одного (скорее всего так и будет), то возникает необходимость сравнивать показатели, определяя их значимость, придавая им соответствующий вес. От этого во многом зависит результат: и мотивации сотрудников, и внимания при мониторинге. Необходимо тщательно подходить к оценке веса показателей, анализирую влияние каждого их них в разных аспектах и условиях.
- Для признания положительности результатов необходимо ввести блок-условия. Т.е. такие параметры, при невыполнении которых все остальные достижения перечеркиваются и считаются невыполненными. Примером таких блок-условий могут служить промежуточные значения главных показателей. Полезность этого объясняется необходимостью держать компанию в тонусе общего вектора, а также это является защитой от методологических ошибок при проектировании системы. Например, частные показатели выполнены, но они не дали нужного эффекта для показателей более высокого уровня. А если учесть ещё и необходимость мотивационных выплат, то результат и вовсе может оказаться отрицательным.
Остановимся на наиболее важных шагах, которые необходимо выполнить при разработке системы KPI и мотивации на их основе:
- Разработать (или доработать) системы бюджетирования и управленческого учета. Как указывалось выше, функции планирования и учета должны быть в компании перед началом разработки KPI. Если нет, то нужно организовать.
- Оценить адекватность и оптимальность бизнес-процессов в компании. Это также подготовительный этап. Необходимо быть уверенными, что бизнес-процессы работают в соответствии с представлением и пониманием руководства, и что они готовы для нанизывания на них системы KPI. Если такого понимания нет, или даже есть понимание, что не всё работает правильно, то нужно вначале оптимизировать бизнес-процессы.
- Построить дерево целей компании. Т.е. построить такую иерархию, где на вершине стратегические (главные) цели бизнеса, а далее они детализируются в привязке к бизнес-процессам.
- Разработать состав показателей KPI в привязке к дереву целей и бизнес-процессам. На выходе должна получиться иерархия показателей – для каждого бизнес-процесса свой набор KPI, в соответствии с деревом целей.
- Разработать алгоритмы расчета показателей. Каждый KPI должен вычисляться и иметь числовое измерение. Алгоритмы расчета должны использовать актуальную информацию из системы учета. Также необходимо проработать вопрос о значимости показателей каждого уровня (т.е. о весовых коэффициентах).
- Определить критерии выполнимости показателей. Необходимо разработать и утвердить условия, при которых показатели считаются выполненными, при которых нет. Такие условия должны быть для каждого показателя. И в привязке к стратегическим целям бизнеса.
- Описать созданную систему KPI. Это описание целей, показателей, иерархий, алгоритмов, участников, информационного взаимодействия, регламентов – всего, что позволит стороннему читателю понять разработанную систему.
- Разработать мотивацию по KPI – кому, сколько, когда, при каких условиях и т.п. На этом этапе работ потребуется подготовка дополнительных регламентов взаимодействия и алгоритмов расчетов, уже непосредственно относящихся к денежным вознаграждениям.
- Написать положения о мотивации. В этом документе должны быть описаны и утверждены все аспекты, касающиеся материальных выплат персоналу при достижении заданных уровней KPI. Документ необходим как для внутреннего пользования (для понимания работы системы), так и для внешнего использования, как обоснование выплат.
Не можем не остановиться на вопросе, как же это работает на практике. Несмотря на сложность и многогранность разработки, практическое использование системы может быть доступно для самостоятельного использования собственными силами внутри компании. Главное – это четко организовать процесс. Вот на какие этапы в текущей реализации необходимо обратить внимание:
- Задаются долгосрочные значения стратегических KPI. Т.е. тех показателей, по которым будет определяться достижение стратегических целей. Это или волевым решением руководства («считаю, что должно быть так»), или во время долгосрочного прогнозирования.
- Для стратегических KPI рассчитываются промежуточные значения. Обычно они вычисляются при подготовке годовых бюджетов.
- Для всех KPI по разработанной иерархии рассчитываются плановые краткосрочные (годовые) значения. Тоже при бюджетировании.
- Для всех показателей по иерархии (включая KPI верхнего уровня) рассчитываются месячные (или квартальные) значения. Т.е. не просто устанавливаются, а именно рассчитываются таким образом, чтобы их выполнение приводило к выполнению годовых значений. Если бюджет в компании готовится по финансовой модели, то такие значения показателей получаются довольно легко, из месячных бюджетов.
- После окончания очередного отчетного периода (скорее всего месяц, может быть и квартал), после подготовки управленческой отчетности, вычисляются фактические значения всех KPI по иерархии.
- Проводится сравнительный план-факт анализ всех KPI.
- Формулируются соответствующие выводы по результатам анализа фактических значений показателей. При необходимости вносятся корректировки в систему управления бизнесом.
- В соответствии с разработанными ранее критериями исполнимости показателей и принятыми весами показателей, для каждого бизнес-процесса рассчитывается выполнены KPI или нет.
- В соответствии с разработанными ранее положениями о мотивации, проводятся необходимые дополнительные расчеты, в частности, объем денежных средств к выплате. Проводится распределение между бизнес-процессами и персоналиями.
- Готовятся приказы о материальном поощрении (или отсутствии такового).
Отметим, что во всех вышеизложенных пунктах мы акцентировали внимание на системных и методологических аспектах разработки и работы с KPI. Не затрагивали вопросы используемых инструментов. Безусловно, наличие специализированных программных продуктов может упростить расчеты и документооборот. Но это не значит, что нельзя использовать более простые и доступные инструменты, например Excel. Особенно это актуально для малого и среднего бизнесов. Всё, что приведено в статье, может быть внедрено и без особых вложений в средства автоматизации, а с применением доступных средств.
В заключении хотелось бы отметить, что, как и любая система, управление по KPI не является жестко установленной данностью. Т.е. нет обязательства использовать только то, что единожды разработано. Эта система может, и должна, развиваться вместе с бизнесом. Показатели могут отменяться и вводится новые. При появлении новых направлений бизнеса или бизнес-процессов, правильно будет вносить соответствующие изменения. Главное условие – новые условия и правила должны устанавливаться до наступления очередного планового периода.
Комментарии
Комментариев пока нет
|