Главная \ Блог \ Что такое PL и CF. Часть 3: назначение отчетов, улучшение показателей.

Что такое PL и CF. Часть 3: назначение отчетов, улучшение показателей.

« Назад

19.06.2015 18:06

Продолжение. Начало в части 1 и части 2.

Из отличий в этих отчетах следует и различие в предназначении этих отчетов.

PL служит для анализа эффективности текущей деятельности. Т.е. насколько рентабельным является бизнес: продажи, оказываемые услуги; насколько расходы адекватны доходам и позволяют получать прибыль. Как детализация PL, можно построить анализ эффективности каждого продукта или услуги. Понимать, что из номенклатуры приносит прибыль, а что убытки.

CF – необходим для анализа и контроля движения денежных средств, управления ликвидностью, управления кассовыми разрывами или свободными деньгами. Отчет показывает структуру и динамику движения денег, позволяя сделать вывод о мероприятиях, которые нужны для сбалансированности потоков и ликвидности.

CF  более предназначен для оперативного, ежедневного управления. PL – для стратегических решений по улучшению качества бизнеса или его оздоровлению.

Обращаем внимание на особенности учета в компаниях с упрощенной системой налогообложения (УСН). Налоговый кодекс позволяет вести им бухгалтерский учет, в т.ч. и отчет о финансовых результатах, по кассовому методу. Но это лишает указанных преимуществ для анализа и управления бизнесом. Поэтому, даже для компаний на УСН, рекомендуется в управленческом учете готовить PL по методу начисления. Это усложняет работу, т.к. уже не воспользуешься исходными данными из бухучета, но оно того стоит.

Хотелось бы отдельно выделить один из наиболее важных показателей, который рассчитывается в PL -  EBITDA. Что это такое?

EBITDA  (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) —показатель, показывающий размер прибыли до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам. Этот показатель характеризует реальную эффективность бизнеса. Ведь налоги, амортизация, да и проценты – это то, что не напрямую связано с формированием добавленной стоимости в бизнесе, следовательно, не является результатом самого бизнеса. Поэтому принято анализировать эффективность именно по EBITDA.

Если этот показатель отрицательный, то это говорит о системных ошибках в бизнесе: несбалансированна структура продаж, большие расходы, низкая цена продаж, не пройдена точка безубыточности, и т.д. Если EBITDA положительна, то значит продажи рентабельны (насколько – это нужно судить уже по общей прибыльности), компания имеет ресурсы для обеспечения своей деятельности, есть возможность брать кредиты на развитие (объем финансирования нужно рассчитывать отдельно). Можно проводить и более глубокие анализы по EBITDA, особенно в связке с показателями CF. На этих примерах мы показали лишь, насколько важен для управления бизнесом отчет PL и его показатели.

Использование PL и  CF трудно переоценить в качестве инструментов управления бизнесом. Например, когда при росте продаж и выручки не наблюдается рост прибыли, то это повод задуматься над структурой себестоимости, и понять почему стали расти постоянные расходы. Или когда при стабильном развитии компании вдруг наблюдается снижение EBITDA, то необходимо проанализировать на предмет неправомерных расходов. Если отгрузки растут, а поступления денег по CF нет, то значит увеличивается дебиторская задолженность – необходимо дисциплинировать своих дистрибьюторов. И так далее и тому подобное – есть много моментов, по которым можно сделать полезные бизнес-выводы.

Не следует забывать, что показатели из PL и  CF  являются хорошим инструментом для мотивации персонала.  Можно на их основе рассчитать и утвердить несколько KPI (как для всей компании, так и для групп менеджеров, и для топ-менеджеров), которые будут показывать вектор развития, задавать цель, и служить стимулом персоналу, для достижений. Более подробно об этом изложено в нашей статье.

Важным моментом также является вопрос улучшения качества управленческой отчетности. Т.е. руководитель видит, что ухудшаются показатели, ухудшается динамика, или хочется усилить качество показателей – что делать?

В этом смысле CF более гибкий, чем PL. В том смысле, что PL в меньшей степени подвержен воздействия, он отражает бизнес, как есть.

Для улучшения PL нужно вносить более серьёзные и стратегические решения (сейчас не будем останавливаться на возможностях ручного кратковременного манипулирования с показателями), как то:

  1. увеличить объем продаж;
  2. увеличить отгрузочную цену;
  3. организовать новые услуги/продукты/направления бизнеса;
  4. снизить себестоимость;
  5. минимизировать разовые и не профильные расходы;
  6. перераспределить структуру продаж в пользу более эффективных продуктов (или вообще избавиться от низко маржинальных товаров).

С CF проще – показатели можно улучшить тактическими действиями. Обратить внимание и предпринять можно, например, следующее:

  1. работа с дебиторами - сбор долгов, сокращение отсрочек;
  2. работа с кредиторами - получение рассрочек, задержка платежей (на допустимый период, без ущерба для отношений и бизнеса);
  3. сокращение текущих расходов компании, особенно косвенных, оптимизация себестоимости (это всегда полезно, и для PL, и для CF);
  4. оптимизация налоговых платежей;
  5. оптимизация запасов - это приведет к сокращению платежей по закупкам и по хранению;
  6. улучшение условий по закупкам - снижение цены, улучшение логистики;
  7. реструктуризация кредитного портфеля - снижение %ставок, получение каникул по выплатам основного долга, увеличение периода выплаты - т.е. использовать максимум допустимых способов для снижения месячного оттока денег;
  8. усиление контроля за инвестиционными проектами - расходы по инвест.деятельности нужно упорядочить так, чтоб деньги вкладывались в максимально выгодные проекты.

 

Конечно в нашей статье мы осветили не все особенности PL & CF, не все способы анализа и возможности для анализа, этому посвящены целые научные труды. Но что мы показали, так это важность и многогранность управленческого учета хотя бы на этих двух отчетных формах. И при том, что это важно и нужно, это не является архи сложно в использовании. Необходимо только аккуратно организовать процесс сбора и обработки информации. 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Консультации on-line бесплатно!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru