Как для новых проектов (startups, новый бизнес, M&A, т.п.), так и для внутренней стратегии компании и/или сценариев развития (трёх-, пятилетние бизнес-планы) – все готовятся на основе финансовой модели.
Комплекс работ, включающий: сбор информации, проведение расчетов, создание модели, описание проекта (включая рыночную, техническую, организационную, финансовую части), подготовка презентации, защита. В зависимости от сложности проекта и от постановки задачи, возможно выполнение как всего комплекса, так и отдельных составляющих. Например, нужно сделать только расчеты, а презентация будет подготовлена заказчиком самостоятельно. Или наоборот: есть модель с расчетами, нужно сделать описание и презентацию. Возможны любые комбинации.
Это может быть как отдельная задача. Использовать модель можно дальше и для бизнес-плана, и для других управленческих задач.
Вкратце, что такое модель. Основные показатели эффективности проекта (NPV, IRR, DPP и т.д.) и главные итоговые формы (PL, CF, BS) рассчитываются на основе рыночных и технических планов (план продаж, производства и т.п.), исходя от ключевых драйверов-допущений (доля рынка, темпы роста, объем производства, цена и т.п.) – всё будет связано открытыми формулами в Excel. В результате, по всем аспектам бизнеса/проекта будет прозрачно и подробно спланирована будущая деятельность. Корректировка входных данных, приведет к изменению результатов. Автоматический пересчет при изменении ключевых драйверов позволит анализировать сценарии развития и формировать условия для успешного развития.
Подготовка презентации – это завершающий этап бизнес-планирования, необходимый для представления проекта инвесторам. Презентация – отдельный большой пласт работы. Может быть подготовлена и отдельно при наличии готовой расчетной части бизнес-плана. Полученные расчеты вместе с описанием идеи проекта – всех его аспектов, ключевых особенностей и т.п. – укладываются в наглядное, полное и понятное представление в виде презентации PowerPoint (при необходимости, можно сделать текстовую версию в Word). Презентация может быть развернутая (для подробного обсуждения со всеми деталями), краткая (для беглого знакомства и формирования первого впечатления), одностраничная (для возбуждения интереса и начала диалога).
Для некоторых проектов (например, стартапы) есть потребность все расчеты бизнес-плана и описание проекта представить в виде инвестиционного предложения (или меморандума, или investment opportunity). Здесь будет добавлен специальный акцент на интерес инвестора и будущую степень его участия в проекте, а также ценовые и структурные параметры сделки.
Готовый бизнес-план, представленный третьей стороной, может быть детально изучен и проанализирован на предмет ошибок, необоснованных завышений, необдуманных допущений, чрезмерных ожиданий и т.п. – всё, что может исказить достоверность материала и привести к неправильным выводам и непоправимым последствиям. Всё это будет сделано с акцентом на объективность и защиту интересов заказчика.