Главная \ Блог \ Как составить бизнес-план и инвестиционное предложение

Как составить бизнес-план и инвестиционное предложение

« Назад

11.02.2017 18:49

Когда появляется идея нового проекта, то одним из первых вопросов возникает «что нам наст этот проект?».  Возникает потребность посмотреть на идею проекта и будущую его реализацию со всех сторон и оценить отдачу от него.  Именно в этом и помогает бизнес-план. Это оценка возможностей, перспектив, эффективности нового проекта.

Бизнес-план дает ответ на три главных вопроса: а) какова цель; б) что из себя представляет идея и будущий проект; в) имеет ли смысл вкладывать средства в его реализацию. Раскрывая ответы, в бизнес-плане детализируются и другие аспекты: какой рынок, кто конкуренты, описание продукта или услуг, производственные и технические возможности, ценовая политика, пути продвижения товара/услуг, кто будет реализовывать, каковы инвестиции и финансовые потребности, эффективность – т.е. всё, что может быть полезно для анализа и принятия решения.

Чтобы осветить все необходимые вопросы, необходимо разрабатывать бизнес-план из двух основных частей: расчетная и текстовая. В дополнение может готовиться и презентационная часть, но это уже компиляция из расчетов и текста, просто в другом виде, более удобном для представления заинтересованной стороне.

Расчетная часть – это, как правило, финансовая модель. Т.е. это представление проекта в виде математически связанных между собой таблиц и показателей, отражающих особенности этого проекта,  его финансовый результат и эффективность.  В финансовой модели рассчитывается содержательная часть проекта и его эффективность: что и сколько производится и продается, основные издержки, инвестиции, финансовые потребности, окупаемость, текущая эффективность и т.п. Расчетная часть – это основной элемент бизнес-плана, т.к. именно он дает ответ на основной вопрос о целесообразности вложений в проект.  Несмотря на кажущуюся простоту, расчеты по финансовой модели требуют аккуратного и профессионального подхода. Необходимо учесть все особенности, все данные, правильно произвести вычисления с учетом специфики бизнеса, дать полный ответ о планах развития по направлениям и об эффективности проекта. О том, как нужно составлять финансовые модели,  подробно написано в этой статье.

Текстовая часть проекта – это описание всего, что касается идеи, окружения, возможностей, перспектив, финансовой стороны, рисков проекта. Результаты расчетной части также находят отражение в текстовой части в виде отдельных соответствующих разделов. В целом, не будет преувеличением сказать, что текстовая часть является описанием расчетной. Таким подробным, развернутым описанием, где после освещения всех сторон проекта, делается заключение об его целесообразности и эффективности.

Давно сформировалась некая типовая форма текстовой части бизнес-плана, состав разделов, которые должны присутствовать. Это совсем не значит, что  только так и никак иначе. Каждый проект со своей неповторимостью может содержать свои уникальные разделы или отказываться от каких-то «типовых», если они не актуальны.

Приведем типовой, наиболее часто встречающийся, набор разделов текстовой части бизнес-плана и их последовательность:

  • Резюме
  • Описание бизнес-идеи, цели проекта
  • Описание продукта/товара/услуги
  • Обзор рынка
  • Конкурентная среда
  • Организационный план
  • Команда проекта
  • Производственный план (в т.ч. описание технических возможностей)
  • План продаж
  • План текущих расходов
  • Инвестиционный план
  • Финансовый план
  • Эффективность проекта
  • Риски

Текстовая часть, вместе с основными результатами расчетной части, может быть преобразована в презентационный вид бизнес-плана. Обычно это сокращенный вариант, в чем-то видоизмененный, где-то дополненный. Сделанный в виде, удобном для представления и обсуждения с заинтересованной стороной или с принимающими решения (инвесторы, банки и т.п.).

Также полезно готовить документ под условным названием «Резюме проекта». Этот отдельный документ, может сильно отличаться от «резюме» в текстовой части. Назначение его – привлечь внимание к проекту новых заинтересованных лиц, ранее совершенно не знакомых с данной темой. Содержание его должно быть четким и лаконичным. Буквально на одном листе, в нескольких предложениях нужно показать суть, эффективность с целью моментально привлечь внимание и заинтересовать. А далее, уже заинтересованного партнера посвящать в детали, показывая подробные расчеты и тексты.

Итак, получается общая последовательность создания бизнес-плана, она обычно следующая:

  • Формулируется идея, миссия, цель, возможности.
  • Прорабатывается финансовая модель проекта с перспективой 3-5 лет.
  • Параллельно с расчетами готовятся некоторые материалы для текстовой части. Это ценовая политика, емкость рынка, возможности продаж, производственные мощности, инвестиции и т.д. Они нужны и для корректного выполнения расчетов и для обоснования в текстовой части.
  • Создание текстовой части бизнес-плана.
  • Презентация проекта.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на такую цель бизнес-планирование, как привлечение инвестора в проект. В этом случае, акцент в расчетах  необходимо сделать на обоснование стоимости бизнеса. А в описательной части четко сформулировать инвестиционное предложение – какую долю проекта продаем, на каких условиях, и за какую сумму. Для цели привлечения инвестора полезно создать отдельный документ (кроме текстовой части бизнес-плана), под названием «Инвестиционные возможности» или «Инвестиционный меморандум». В этом документе, в дополнение к описанию проекта и его окружения, будет уделено особое внимание потребностям в привлечении инвестора, направлениям использования привлеченных ресурсов, условиям взаимодействия с инвесторам. Т.е. такой документ будет акцентировать внимание инвестора на вопросы, интересующие его.

В завершение отметим, что создание бизнес-плана во многом типовой процесс: похожие структуры, общие подходы. Но будет заблуждением считать, что это «коробочный продукт» из магазина – пришел и купил. Есть, конечно, типовые проекты, к которым подойдут шаблонные тексты и расчеты (создание прачечной, кафе и т.п.). Однако у большинства бизнес-проектов есть уникальные особенности. И в начальных условиях, и в ходе реализации, и в масштабах бизнеса. И чем больше таких особенностей, тем сложнее бизнес-план, тем больше внимания нужно уделять правильности расчетов и учету всех специфик.

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Консультации on-line бесплатно!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru