« Назад 11.02.2017 18:49 Когда появляется идея нового проекта, то одним из первых вопросов возникает «что нам наст этот проект?». Возникает потребность посмотреть на идею проекта и будущую его реализацию со всех сторон и оценить отдачу от него. Именно в этом и помогает бизнес-план. Это оценка возможностей, перспектив, эффективности нового проекта. Бизнес-план дает ответ на три главных вопроса: а) какова цель; б) что из себя представляет идея и будущий проект; в) имеет ли смысл вкладывать средства в его реализацию. Раскрывая ответы, в бизнес-плане детализируются и другие аспекты: какой рынок, кто конкуренты, описание продукта или услуг, производственные и технические возможности, ценовая политика, пути продвижения товара/услуг, кто будет реализовывать, каковы инвестиции и финансовые потребности, эффективность – т.е. всё, что может быть полезно для анализа и принятия решения. Чтобы осветить все необходимые вопросы, необходимо разрабатывать бизнес-план из двух основных частей: расчетная и текстовая. В дополнение может готовиться и презентационная часть, но это уже компиляция из расчетов и текста, просто в другом виде, более удобном для представления заинтересованной стороне. Расчетная часть – это, как правило, финансовая модель. Т.е. это представление проекта в виде математически связанных между собой таблиц и показателей, отражающих особенности этого проекта, его финансовый результат и эффективность. В финансовой модели рассчитывается содержательная часть проекта и его эффективность: что и сколько производится и продается, основные издержки, инвестиции, финансовые потребности, окупаемость, текущая эффективность и т.п. Расчетная часть – это основной элемент бизнес-плана, т.к. именно он дает ответ на основной вопрос о целесообразности вложений в проект. Несмотря на кажущуюся простоту, расчеты по финансовой модели требуют аккуратного и профессионального подхода. Необходимо учесть все особенности, все данные, правильно произвести вычисления с учетом специфики бизнеса, дать полный ответ о планах развития по направлениям и об эффективности проекта. О том, как нужно составлять финансовые модели, подробно написано в этой статье. Текстовая часть проекта – это описание всего, что касается идеи, окружения, возможностей, перспектив, финансовой стороны, рисков проекта. Результаты расчетной части также находят отражение в текстовой части в виде отдельных соответствующих разделов. В целом, не будет преувеличением сказать, что текстовая часть является описанием расчетной. Таким подробным, развернутым описанием, где после освещения всех сторон проекта, делается заключение об его целесообразности и эффективности. Давно сформировалась некая типовая форма текстовой части бизнес-плана, состав разделов, которые должны присутствовать. Это совсем не значит, что только так и никак иначе. Каждый проект со своей неповторимостью может содержать свои уникальные разделы или отказываться от каких-то «типовых», если они не актуальны. Приведем типовой, наиболее часто встречающийся, набор разделов текстовой части бизнес-плана и их последовательность:
Текстовая часть, вместе с основными результатами расчетной части, может быть преобразована в презентационный вид бизнес-плана. Обычно это сокращенный вариант, в чем-то видоизмененный, где-то дополненный. Сделанный в виде, удобном для представления и обсуждения с заинтересованной стороной или с принимающими решения (инвесторы, банки и т.п.). Также полезно готовить документ под условным названием «Резюме проекта». Этот отдельный документ, может сильно отличаться от «резюме» в текстовой части. Назначение его – привлечь внимание к проекту новых заинтересованных лиц, ранее совершенно не знакомых с данной темой. Содержание его должно быть четким и лаконичным. Буквально на одном листе, в нескольких предложениях нужно показать суть, эффективность с целью моментально привлечь внимание и заинтересовать. А далее, уже заинтересованного партнера посвящать в детали, показывая подробные расчеты и тексты. Итак, получается общая последовательность создания бизнес-плана, она обычно следующая:
Отдельно хотелось бы обратить внимание на такую цель бизнес-планирование, как привлечение инвестора в проект. В этом случае, акцент в расчетах необходимо сделать на обоснование стоимости бизнеса. А в описательной части четко сформулировать инвестиционное предложение – какую долю проекта продаем, на каких условиях, и за какую сумму. Для цели привлечения инвестора полезно создать отдельный документ (кроме текстовой части бизнес-плана), под названием «Инвестиционные возможности» или «Инвестиционный меморандум». В этом документе, в дополнение к описанию проекта и его окружения, будет уделено особое внимание потребностям в привлечении инвестора, направлениям использования привлеченных ресурсов, условиям взаимодействия с инвесторам. Т.е. такой документ будет акцентировать внимание инвестора на вопросы, интересующие его. В завершение отметим, что создание бизнес-плана во многом типовой процесс: похожие структуры, общие подходы. Но будет заблуждением считать, что это «коробочный продукт» из магазина – пришел и купил. Есть, конечно, типовые проекты, к которым подойдут шаблонные тексты и расчеты (создание прачечной, кафе и т.п.). Однако у большинства бизнес-проектов есть уникальные особенности. И в начальных условиях, и в ходе реализации, и в масштабах бизнеса. И чем больше таких особенностей, тем сложнее бизнес-план, тем больше внимания нужно уделять правильности расчетов и учету всех специфик.
КомментарииКомментариев пока нет |