Главная \ Блог \ Финансовое моделирование

Финансовое моделирование

« Назад

13.02.2014 19:03

Финансовое моделирование – это представление бизнеса в виде математически связанных между собой таблиц и показателей, отражающих особенности этого бизнеса,  его финансовый результат и эффективность. Под «бизнесом» можно понимать как собственно бизнес компании, так и некий новый проект.

Цель всего этого кроется в названии («моделирование») – это исследование и анализ поведения объекта (в нашем случае бизнеса) до начала его реального внедрения.

И действительно, нам всегда хочется знать «что будет, если…». А в случае с бизнесом, это не просто «хочется», это жизненно необходимо – кто сможет заглянуть в будущее своего бизнеса, в последствия своих решений, тот получает шанс избежать ошибок, шанс найти правильный вектор своего пути.

Финансовое моделирование, конечно же, не «Карты Таро» и не «кофейная гуща», но заглянуть вперед помогает. Причем по вполне определенным законам и понятной логике.

Финансовые модели строят в основном при планировании инвестиционных проектов, при создании бизнес-планов. Часто используют при бюджетировании. Подходы к моделированию в обоих случаях похожи. Для бизнес-планов в моделях используют общепринятые алгоритмы и иерархии прогнозных форм, добавляя к ним специфику проекта. В моделях, применяемых для бюджетирования, используют действующую на предприятии систему с её иерархией бюджетов, алгоритмами расчетов, информационным взаимодействием и т.д. (об этом подробно в статье о построении системы бюджетирования).

Горизонт планирования (т.е. на сколько лет вперед) устанавливается техническим заданием, задается менеджером проекта или выбирается на усмотрение финансиста, подготавливающего модель. Обычно это от 3 до 5 лет. Меньше делать не целесообразно – какие же это будут перспективы. Больше тоже имеет мало смысла – на длинные периоды мало что можно достоверно спрогнозировать. Хорошим критерием выбора горизонта планирования является требуемый срок окупаемости бизнеса или выхода его на некие заданные значения показателей (например, погашение всех долгов).

Важно построить финансовую модель так, чтобы большинство расчетов в ней было уже заложено алгоритмом и формулами. Наверное, можно нарисовать таблицы с разными планами и на этом остановиться, но это будет не модель, а просто набор таблиц на заданную тему. Можно даже связать их формулами, но если математики будет мало с множеством «ручками» забитыми цифрами, то это тоже не будет модель, а просто набор связанных таблиц – расчеты нужно будет проводить в каждой из них, в каждой ячейке, постоянно проверять результат, забивать новые значения.  В действительно хорошей модели полей для ручного ввода значений должно быть мало, всё что можно, максимально от возможного, должно рассчитываться самой моделью. Лучше больше затратить времени и интеллекта при создании модели, чем потом тратить в разы больше сил на ручной ввод, пересчет и перепроверку.

Одним из ключевых требований к финансовой модели является её гибкость. Может быть, покажется необычным применение этого термина для финансовых расчетов – он ёмко отражает способность чего-либо (в данном случае финансовой модели) видоизменяться под новые условия и требования. Т.е. появился новый продукт, новый департамент, новое направление бизнеса – не хотелось бы выбрасывать имеющуюся модель и строить новую. Нужно чтобы модель позволяла гармонично включить в себя все новшества с небольшими доработками.

В качестве инструмента финансового моделирования чаще всего используется Excel.  Это наиболее понятное, прозрачное, доступное и гибкое  средство. Особенно для средних и мелких компаний. Конечно, на рынке существуют более сложные программные средства, настроенные под создание бизнес-планов и моделей. Но все они сами стоят немалых денег, нужны еще расходы на поддержку и на дорогостоящих специалистов для работы с ними. Это инструмент для крупных бизнесов, где мощностей Excel’я не хватает.

Независимо от выбора инструмента, построение финансовой модели имеет примерно одинаковый алгоритм («примерно» потому, что особенности бизнесов могут требовать разработку более широкого перечня таблиц и связей):

  1. Определение ограниченного перечня показателей с начальными условиями  (или гипотезами) развития бизнеса, так называемые assumptions. Это будут изменяемые  и задаваемые параметры (например, доля на рынке, годовой рост рынка и т.д.). От них по заданным алгоритмам пойдут дальнейшие расчеты. Количество начальных условий должно быть минимально достаточным. Всё, что можно рассчитать, должно вычисляться в модели по формулам.
  2. Фиксация иерархии планов. Т.е. необходимо определить состав плановых таблиц (например, план доходов, расходов, производства и т.д.), разработать их внешний вид, наполнить показателями. Это будет костяк будущей модели, а также и источник будущих бюджетных показателей (например, годовой объем производства). Также необходимо продумать взаимосвязи между таблицами, т.е. что из чего рассчитывается. Если модель делается для бюджетирования, то этот пункт исполнен на методологическом этапе создания системы, иерархия и связи переносятся из системы в модель. Вся структура планов должна приводить к нескольким ключевым результирующим формам (например, PL и CF), в которых будут основные бюджетные показатели для анализа и подготовки выводов.
  3. Написание формул. Это наиболее интеллектуально насыщенный и трудоемкий процесс. Все таблицы связываются между собой, показатели внутри таблиц рассчитываются последовательно друг от друга,  между таблицами связи следуют друг за другом по разработанному алгоритму, зависящему от специфики бизнеса. Формулы должны пронизывать всю иерархию, начиная от assumptions, заканчивая PL, CF и другими результатами.  Не следует думать, что дело ограничивается суммированием и умножением. Как правило, используется широкий арсенал возможностей Excel’я, так как связи в бизнесе не бывают простыми. И чем разнообразней формулы, тем удобней, достоверней и гибче будущая модель. Следует также отметить, что формулы приходится подбирать и переписывать по несколько раз. А также же для проведения какого-то расчета проводить ряд вспомогательных расчетов и строить дополнительные таблицы. Или разбивать формулу на несколько, т.к. её длина не помещается в ячейку. И т.д. – множество порой непредвиденных сложностей, иногда с корректировкой алгоритмов по ходу написания.
  4. Также не стоит забывать, что придание модели гибкости, вариативности, удобства использования, функциональности и т.п. требований – это заслуга формул. Их необходимо правильно подбирать и прописывать, чтобы модель работала, как задумывалось – это отдельная сложная работа, требующая хороших знаний, аналитических способностей, а также подготовки вспомогательных алгоритмов и промежуточных расчетов.
  5.  Полезно также прописать формулами и элементы прогнозирования, т.е.  просчитать дальние периоды нашего горизонта. Можно, например, поверить «эксперту» из компании, который «видит», что через 5 лет продажи будут «X» шт. в месяц.  Но более обоснованным и достоверным будет разработать с этим «экспертом» алгоритм прогнозирования. Т.е. понять по каким принципам будет формироваться показатель (например, продажи) в долгосрочной перспективе, описать этот принцип формулами и включить его в модель.
  6. При разработке модели часто бывает полезным создание инструментов для анализа ключевых показателей. Это может быть анализ чувствительности, вертикальный и горизонтальный анализ, графики и диаграммы и т.п. Кто-то может назвать это «тюнингом», для кого-то это очень важно. В любом случае, такого рода доработки всегда полезны, но являются уже дополнением к основному алгоритму и, очевидно, требуют дополнительных затрат времени и сил.
  7. Оформление модели. На первый взгляд может показаться это лишним. Но ведь с каким документом нам приятней работать: с красиво оформленным или наскоро набросанным и распечатанным кусками?  Какую таблицу удобней изучать: хорошо и понятно структурированную или просто набор цифр? Так и с моделью – это тоже рабочий документ, он должен быть понятный и приятный. Поэтому затратить немного времени на оформление, часто по ходу подготовки, не составляет особого труда, но очень полезно.
  8. Тестирование. Это отдельный очень трудоемкий и чрезвычайно важный этап. Ведь всегда случаются ошибки. Какие-то проявляют себя явно и их исправить не сложно. Какие-то можно понять, только взглянув на результат через призму особенностей бизнеса, когда становится видно, что «так не может быть».  И тогда начинается итерационный процесс поиска-исправления-тестирования-поиска-и т.д. пока  не получится правильный результат.  Или после тестирования становится понятно, что упущен какой-то важный показатель – его нужно отдельно рассчитать. Или для наглядности результатов нужно сделать ещё несколько таблиц.  Модель действительно можно считать готовой и пригодной к использованию только после тестирования, порой в различных вариантах.
  9. Документирование. Важная работа, предназначенная для тиражирования и преемственности. Не всегда случается так, что один человек готовил модель,  и он же дальше работает с ней. Почти всегда это разные люди. И тот, кто начинает пользоваться моделью часто не может понять, как она работает. Или же тот, кто готовил, вдруг уволился – объяснить модель уже некому. Хорошо, когда есть документ, где всё описано.  Глубина детализации при документировании может быть разной. Зачастую достаточно краткого описания «что и как работает» - этого достаточно для понимания алгоритма и принципа расчетов, куда вносить данные и где смотреть результат. Если же есть потребность, то можно углубиться и до описания каждой формулы– такое может быть необходимо для делегирования работы с моделью малоопытным специалистам.

 

Вот так и строится финансовая модель. Возможно, получилось описание идеальной модели, но с другой (не идеальной) работать будет не удобно.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Консультации on-line бесплатно!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru