« Назад
01.11.2014 02:29 Определение управленческого учета (далее УУ) можно найти в любой книге, в Википедии, на разных сайтах и т.п. Если не говорить много слов, то УУ – это подготовка информации для принятия управленческих решений. В некоторых компаниях под термином «управленческий учет» понимается некая информация, не отраженная в официальном бухгалтерском учете, т.е. такой параллельный и более полный учет. В этой статье мы не будем акцентироваться на эту специфику бизнеса, рассмотрим УУ в общем виде.
Итак – для принятия управленческих решений. Это определение настолько многогранно и необъятно, насколько безграничен сам учет. В него может входить абсолютно всё, что угодно. Любая информация, которая каким-либо образом помогает в принятии решений – есть УУ. Поэтому мы предлагаем разделить всё это необъятное пространство хотя бы на две части:
1) финансовый управленческий учет: отчет о прибылях и убытках (Profit and Loss - PL), отчет о движении денежных средств (Cash Flow – CF), управленческий баланс (Balance Sheet – BS), отчет о доходах, о расходах, об инвестициях, и т.п. – всё, что выражается в денежном измерении. Здесь не будем отвлекаться на особенностях и отличиях между этими отчетами, посвятим этому одну из следующих статей.
2) Управленческий отчет для бизнеса (бизнес-аналитика): производственный отчет, количество абонентов, о продажах, о клиентах, и т.п. – это всё, что можно выразить в натуральных показателях, что относится к производству, продажам, взаимодействию с клиентами – та самая безграничная и сугубо индивидуальная составляющая учета.
Очевидно, эти два вида учета значительно отличаются. Не только тем, что в них содержится, но и назначением использования, выводами, источниками информации – очень многим. Часто компании ограничиваются только финансовым учетом, иногда наоборот. Однако целостную картину о бизнесе можно сформировать только анализируя все составляющие информации.
Как следствие отличий в этих двух видах учета, многие компании назначают разных ответственных за подготовку отчетов. Например, PL и CF делают финансисты, а отчет о структуре продаж – коммерсанты. В этом есть логика (да, лучше других владеют информацией профильные подразделения), но на наш взгляд целесообразней организовать так, чтоб ответственным за выпуск всей отчетности был финансовый блок. Даже бизнес-аналитику пусть делают они, используя данные профильных служб, как первичную информацию. Так руководство получит дополнительный контроль и сможет добиться большей достоверности отчетности. К тому же, финансисты смогут более системно и независимо провести анализ и сделать выводы.
Важным аспектом организации системы управленческого учета является его автоматизация: формирование первичной информации, хранение, обработка и расчеты, уровни доступа, формирование результатов. При современных объемах информации без автоматизации уже просто невозможно. Есть много специализированных программных продуктов, но ввиду своей дороговизны они доступны лишь немногим фирмам. Большинство, в основном малый и средний бизнес, строят управленческий учет общедоступными и подручными средствами: 1С, Excel. Используются также самописные программы, индивидуально настроенные под бизнес – полезный инструмент формирования первичной бизнес-информации. Но в любом случае, использование программных средств для УУ – это уже следующий шаг внедрения системы после, собственно, построения самой системы. Т.е. чтобы что-то автоматизировать, нужно знать «что» и сначала это «что» построить и описать. Поэтому в нашей статье не будем углубляться в обзор средств автоматизации, отметили её важность – переходим к пошаговому плану организации управленческого учета.
Следует отметить, что построение финансового УУ (PL, CF и т.п.) сильно отличается от бизнес-аналитики в части трудоемкости, задействованных участников и бизнес-процессов, глубины проработки и способах сбора информации. Но в технологии построения они примерно одинаковы: нужно выполнить примерно похожие шаги. Поэтому в нашей инструкции по организации управленческого учета мы будем говорить об УУ в целом.
- Определить цели. Нужно понять, что хотим, что руководству необходимо для принятия решений. Выяснить концептуально, какие направление необходимо анализировать, какого радо отчеты нужно готовить. Т.е. укрупнено понять направление и состав будущей системы.
- Выяснить концептуальный состав системы УУ. Конечно, заранее никто не скажет, что нужно для принятия какого-то решения в будущем. Тем не менее: во-первых, нужно отчетами охватить максимум текущих вопросов; во-вторых, спрогнозировать будущие потребности; в-третьих, уже начинать продумывать систему такой, чтоб она была подстраиваемой под возможные будущие задачи и вызовы.
- Определить степень детализации информации. С одной стороны, хочется видеть всё и в разных разрезах. С другой стороны, она должна быть ясной и лаконичной, четко давать ответ на задаваемые вопросы. Не нужно допускать «замусоривания» отчетов, когда за массивом мелких цифр не видно основных действительно важных моментов.
- Выявить источники информации. Во-первых, проанализировать первичную информацию, которая уже есть (это не только бухгалтерские данные, но и первичка производств, биллинга, обслуживания клиентов и т.д.), и как её можно использовать. Во-вторых, начать сбор и подготовку данных, которых уже очевидно, что не хватает, а их нет.
- Закрепить участников и ответственных. Т.е.: а) кто готовит первичную информацию, б) кто её обрабатывает, в) кто хранит, г) кто формирует промежуточные отчеты, д) кто готовит итоговые отчеты, е) кто ответственный за весь процесс и кто за его составляющие.
- Определившись с концептуальным этапом, переходим к более детальной проработке системы, основываясь на заданных целях и имеющейся первичной информации.
- Разработать иерархию отчетов – что из чего вытекает и за чем следует, где первичная, промежуточная и основная отчетность. Это важный этап работы, позволяющий понять целостность системы отчетов и взаимосвязь между ними. А также дающий почву для дальнейшего построения расчетных алгоритмов. Даже если компания решила ограничиться только подготовкой PL, то это совсем не значит, что иерархии нет и она не нужна. Под каждый показатель в PL можно и нужно дать свою расшифровку в виде отдельного отчета, который будет вспомогательным для PL и основным, когда его информация понадобится.
- Для каждого отчета, особенно для итоговых, продумать и прописать их структуру. Т.е. из каких показателей они состоят, какие рассчитываются. На этом шаге необходимо обеспечить необходимость и достаточность информации, подготовить почву для ответов на максимум возможных отчетов.
- Необходимо помнить и о таком аспекте, как представление отчетов внешним пользователям. Одно дело – собственники и руководство фирмы, для которых готовится максимально полно и открыто. Другое – внешние потребители (банки, партнеры, инвесторы и т.п.), им не обязательно знать все тайны. Поэтому нужно сразу продумать и подготовить комплект отчетов для внешних нужд.
- Разработать алгоритмы расчета показателей и составить формулы их расчета. Это, пожалуй, самый трудоемкий и интеллектуально насыщенный шаг. Здесь необходимо наполнить содержанием тот костяк системы, над которым думали и который создавали на предыдущих шагах. Для каждого вида информации, будь то первичная или промежуточная, особенно итоговая, важно аккуратно провести расчет всех требуемых показателей – так как именно по ним будет приниматься решение. Цена ошибки на этом шаге велика, необходимо тщательно проверять и тестировать все полученные алгоритмы и формулы.
- Создание Учетной политики управленческого учета. Очень важный документ! Описываются принципы системы, используемые методы, разработанные алгоритмы и формулы расчета показателей. Т.е. дается ответ на вопрос «как это считается». Это рабочий документ, к которому регулярно приходится обращаться, когда возникают методологические вопросы, необходимость обеспечить преемственность работы.
- Разработать регламенты взаимодействия. В них нужно отразить сроки, последовательность подготовки и передачи информации, состав передаваемых данных, процедуры согласования и т.п. Это рабочий документ, в котором подробно и четко должно быть описано «кто» «что» и «как» делает. Описывается процесс. Чтобы каждый участник мог его открыть, найти свою часть и понять свою роль. При написании регламентов особое внимание следует уделить защите информации – распределить информационные потоки так, чтоб они были доступны только кому это требуется.
- Тестирование и корректировки. Важно не только разработать систему, но и минимизировать ошибки в ней. Которые могут быть смысловые (т.е. что-то не так продумано и плохо работает в системе) и расчетные (не правильный алгоритм, ошибка в формуле и т.п.). Ошибки могут, и даже скорее всего, будут проявляться в течение первых периодов эксплуатации системы, их нужно будет регулярно исправлять. Но это уже будут не явные и не особо важные ошибки. Основную же их часть нужно ликвидировать путем тестирования. Правильно это делать на реальных данных, подготовив реальные отчеты за выбранный тестовый период. И тут же внести необходимые корректировки в систему.
- Внедрение. Достаточно выпустить приказ о запуске системы в эксплуатацию и назначить ответственных за её контролем.
- Развитие системы. Одним из ключевых шагов развития – это автоматизация. Необходимо выбрать средство автоматизации, подобрать исполнителей, и обязательно техническое задание на автоматизацию. Также изменению будет регулярно подвергаться и системная часть. Компания растёт, появляются новые продукты, новые направления бизнеса – это должно гармонично включаться в действующую систему, развивая её.
В заключении хотелось бы отметить, что процесс создания системы управленческого учета достаточно проработан на практике и не составляет труда найти массу литературы о построении учета. Сложность именно в реализации – процесс сложный и трудоемкий, требующий концентрации внимания, вовлечения кадровых ресурсов и занятия большого количества времени. Хорошо, если у компании есть возможность организовать УУ своими силами, без ущерба для текущего управления бизнесом. Однако часто без внешних консультантов это вопрос не решить.
Комментарии
Комментариев пока нет
|